Спрячь в ладонь новорожденный огонь

FOR ENGLISH PLEASE SCROLL DOWN

 

Персональная выставка в Московском музее современного искусства, апрель 2014. 

Куратор Дарья Камышникова.

Каталог

 


Если ты чувствуешь, что она не такая

как все, то ты влюблен в неё.

Мерлин Монро 

Любовь — драгоценнейшая вещь 
на свете. Что бы ни стояло на втором месте,
оно стоит слишком далеко от любви…

Бриджит Бардо 

Когда кто-то любит тебя, и когда 
ты делаешь кого-то счастливым, ты вдруг начинаешь 
чувствовать себя самым красивым человеком в мире.

Анжелина Джоли 

Свадебный обряд в традиционных обществах строился на основе сакральных смыслов. Ритуальными обрядами и заговорами пытались изменить окружающую реальность, наделив ее желаемыми событиями и действиями. Современная цивилизация утратила связь с сакральным смыслом жизненных циклов, с миром волшебства и чуда. Однако в своей повседневности человек пытается обрести новые смыслы и ритуализировать важнейшие жизненные события, исходя из сформировавшейся системы ценностей, пытается восстановить нити, способные привлечь проведение на свою сторону.

Современные свадебные обряды — ярчайший пример создания новых магических формул и ритуалов, отражающих жизненные ценности нашего времени. Основная часть действа, в настоящее время считающегося традиционным, сформировалась относительно недавно, в период 50-х – 60-х годов ХХ века, когда, устав от войн и исторических потрясений, народ попытался создать красивую сказку, основывающуюся уже на реалиях системы ценностей индустриального общества. В последние годы вошли в моду обряды, направленные на привлечение недвижимости или доходной работы. Нельзя сказать, чтобы традиционные ценности, такие как, к примеру, плодородие, перестали быть важной частью свадебных ритуалов и игр. Как правило, именно в них сохраняются традиционные сакральные смыслы, корнями уходящие к архаическому сознанию традиционного общества и переходящие из поколения в поколение практически без изменений. Далеко не последнюю роль в организации и проведении свадебных торжеств играет и зависимость от менталитета и мнения социума, которая выражается в пресловутой формуле «чтоб всё как у людей», привносящей дополнительную стереотипность в сценарий события, обуславливая предметную среду, призванную создать неповторимую атмосферу желаемого достатка и благополучия.

Каждый этап свадебного торжества содержит в себе отсылку к системе ценностей, возводимой социумом в разряд наиважнейших. Выкуп невесты, призванный продемонстрировать финансовую состоятельность жениха, прогулка по «местам силы», создающая иллюзию связи поколений и продолжения истории, а уж про насыщенность банкета знаками и сопровождающих его игр написана ни одна научная статья.

С тщательностью антрополога Роман Мокров изучил последовательность и сакральный смысл свадебных ритуалов, вычленив их стереотипные и архетипические элементы, благодаря которым можно понять суть заложенных в свадьбу смыслов и ожиданий, воссоздать сакрализацию повседневности, призванную сделать брак долгим, счастливым и плодородным. Представленные в форме тотальной инсталляции медиаработы бросают зрителя в омут безумного свадебного дня, когда предвкушение праздника смешивается со страшным волнением и беспокойством, веселье — с неловкостью, дня, в который все подвиги совершаются во имя любви.
 

Тотальная медиа-инсталляция, перформанс на открытии выставки.


 





 

 

Roman Mokrov: Put a newborn fire in your palm.

If you feel she is not like other girls,
you are in love with her.

Marilyn Monroe 

Love is the most precious thing in the life.
Whatever takes second place, it is too far way from love…

Brigitte Bardot

When someone loves you and 
when you make someone happy,
you suddenly feel the most beautiful person in the world.

Angelina Jolie 

In traditional societies, marriage ceremonies were always based on sacred meanings. People tried to change, to cast a spell over the surrounding reality with the help of rituals, omens. The modern civilization has lost touch with the sacred meaning of life cycles, with the magic world. But in everyday life people try to get new meanings and to ritualize the important life events, based on the system of values. They try to restore threads, which can attract providence on their side. 

Contemporary marriage rituals are a vivid example of creation of new magic formulas and rites, which reflect the life values of the present time. The main part of the ceremony, which is considered to be traditional, has appeared relatively recently, in the 1950s-1960s. People were tired of wars and historical shocks, and tried to create a nice fairy tale, based on the realities of industrial society values. In recent years, there have appeared rituals, aimed at attracting profitable real estate and well-paid job. There is no telling, that traditional values such as fertility have ceased to be an important part of the wedding rituals and games. As a rule, they preserve traditional sacred meanings, rooted in the archaic consciousness of the traditional society and passing from generation to generation virtually unchanged. Dependence on mentality and opinions of the society plays a significant role in wedding planning. It makes wedding scripts stereotyped. It specifies things, designed to create a unique atmosphere of prosperity and well-being.

Each stage of the wedding ceremony has a reference to the system of values, considered important in the society. Bride redemption is to demonstrate the groom’s financial viability. Wedding walk creates an illusion of the connection between generations. And not a single scientific article is written about signs of the wedding reception games. 

Roman Mokrov has thoroughly researched the sequence and sacred connotations of marriage rituals. He has distinguished their stereotyped and archetypal elements, which help to understand the meanings and expectations of wedding ceremonies, to recreate the sacralization of everyday life, designed to make the marriage long, happy and fertile. His media artworks in the form of the total installation immerse the viewer in the situation of the crazy wedding day, when happiness and sense of celebration are mixed with excitement and bustle, when fun is mixed with awkwardness. But it is the day, when all exploits are committed in the name of love.

Daria Kamyshnikova.




Выставка получила премию им. Сергея Курёхина («Лучший медиа-объект») в 2015 г.
 

"Лучшим медиаобъектом» могли стать «Кошки-Мышки» Марины Колдобской (не очень понятно, при чем здесь медиа в случае веселой примитивистской живописи Колдобской), «Затмение» заслуженного петербургского дуэта Елены Губановой и Ивана Говоркова, «Точка входа» Алисы Таежной, прошедшие в шорт-лист. Но тут жюри в первый (и не в последний) раз применило любимый прием: отодвинуло в сторону шорт-лист, который само же и сформировало, и выдало премию проекту Романа Мокрова «Спрячь в ладонь новорожденный огонь». Каспер Кёниг похвалил «свадебный» проект Мокрова за универсальность темы: «Парень и девушка всегда счастливы, когда женятся".

Артгид 

" - Если все-таки говорить о России на экспорт…

Дмитрий Ханкин: Нам есть чем пугать иноземцев. Рома Мокров (удостоенный специальной премии всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» и специального упоминания жюри международного фестиваля видеоарта «Сейчас & потом-2012». — Прим. ред.), например, как раз специалист по исследованию русской национальной идентичности и неизбыва в их крайних формах. Если его проект показать где-нибудь на Западе любой аудитории, все просто закрякают от сложной красоты и скромного величия русского духа. Три вещи по силе напряжения и воздействия могут сравниться с этим: мышиная железная дорога в «Уголке Дурова», коллекция животных-альбиносов, съеденных молью, со странными нездешними глазами, из Дарвиновского музея, и стенд «Личные вещи создателей атомной и водородной бомбы» в Музее Вооруженных сил. Если их объединить вместе и поставить на Венецианской биеннале, то вся общественность просто коньки отбросит."

Афиша

"...Рома Мокров – московский художник, а также свадебный фотограф; как тёмно-красная бронза, чистые как капля росы, его фотографии представлены в крупных галереях России. Две работы которые он принес в этот раз являются фотографиями сцен реальной свадебной церемонии. В его фотосъемке существует его собственная интерпретация положений, к тому же своими  произведениями он кланяется в ноги таким положениям, высмеивая современное искусство. По этим  двум фотографиям можно не только опрометчиво позволить аудитории, в конечном счете, интерпретировать  современное искусство, но и позволить зрителям понять, сами-то они слишком умны?"

Artforum China

"...Кричащие свадебные фотографии авторства Ромы Мокрова из Москвы, сделанные во время его работы фотографом на свадьбах, наглядно показывают, как искусство само себя воздвигает на пьедестал, попросту называя себя «искусством»."

Time Out Beijing

"...Мокров постоянно отодвигает границы. Даже если в качестве штампа выступает контекст, художник находит внешнее смысловое вместилище и ему. Столкновение штампа с многосложной реальностью выглядит обычно смешно и абсурдно, парадоксально, иногда грустно (ведь «у абсурдного столько же оттенков и степеней, сколько у трагического», как писал В. Набоков)."

Диалог Искусств